Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Концепция воспитательной работы в техникуме

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
В ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум» на 2017-2018 годы.
                                                                                                                         
ВВЕДЕНИЕ.
 
Происходящие в настоящее время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения.
За последнее десятилетие отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Все это отразилось на отношении молодежи к таким ценностям, каккультурно-духовные, нравственно-гуманистические, общественно-гражданские,исторические,интеллектуально-образовательные,профессиональные, конституционно-государственные, общечеловеческие. В нашем обществе на протяжении длительного времени прослеживается тенденция значительного ослабления восприятия в сознании у молодежи этих ценностей или изменения в ориентирах на них.
Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем. Поэтому появилась необходимость решать не отдельные вопросы, а всю совокупность проблем, относящихся к воспитанию.
Основные цели, задачи, принципы, направления, модель и алгоритм управления воспитанием в системе образования определены в настоящей Концепции воспитательной деятельности. Концепция воспитания определяет систему взглядов на сущность, цель, принципы, содержание, способы организации, руководства и критерии эффективности воспитательного процесса, адекватные современному социально-экономическому и политическому состоянию общества.
Внедрение настоящей Концепции в практическую деятельность предполагает создание системы воспитательной работы, включающей возможности всех институтов (семьи, техникума, учреждений культуры, здравоохранения, занятости, учреждений физической культуры и спорта, клубов и центров, правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе религиозных, общественности, СМИ и т.д.).
 
1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
 
Воспитательная работа в ОБПОУ «Калиновский сельскохозяйственный техникум» основывается на органической взаимосвязи учебной, внеучебной, учебно-исследовательской и социокультурной деятельности учреждения.
Целевые ориентиры воспитательной деятельности техникума выработаны на основе:
-          Конституции Российской Федерации;
-          Закона Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 г. №273 ФЗ);
-          Закона Российской Федерации «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995
года№82-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
-          Закона Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (от 28 июня 1995 года №98-ФЗ; в редакции федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ);
-          Закона Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999 г. №120-ФЗ);
-          Закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 24.07.1998 г. №124-ФЗ);
-          «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (постановление правительства РФ от 04.10.2000 г. №751);
-          Закон Курской области об образовании (от 09.12.2012г. №121- ЗКО);
-          федеральной программы развития образования ( от 10.04.2000 г. №51-ФЗ);
-          государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (постановление Правительства РФ от 11.07.2005 г. №422);
-         государственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
-          концепции государственной молодёжной политики в Курской области.
Для успешной реализации воспитательной функции учреждения необходимо целенаправленно создавать воспитательно-развивающую среду техникума, способствующую развитию личности студента, воспитанию профессионально компетентного специалиста, гражданина, человека с высоким уровнем культуры и нравственности. Воспитательно- развивающая среда техникума рассматривается как совокупность условий, обеспечивающих продуктивное взаимодействие преподавателей и студентов в процессе образовательной, исследовательской, инновационной, социокультурной деятельности. Такой подход предъявляет высокие требования к профессиональным и личностным качествам преподавательского состава. Преподаватели техникума в воспитательной работе со студентами могут выбирать различные формы в соответствии с профилем учебной дисциплины, кругом научных и профессиональных интересов. Особое внимание должно уделяться нравственным, психолого-педагогическим, правовым аспектам профессиональной деятельности, включению студентов в творческую работу и самостоятельный поиск.
Возраст приобретения профессии - это период, когда опыт и способности, накопленные в предшествующий период жизни, становятся индивидуально, профессионально и духовно ориентированными. Главное в становлении личности на этапе профессионального обучения - устремление студентов на свое будущее, на свою профессию, именно в процессе овладения профессией, личность ощущает себя уместной, адекватной и успешной в пространстве культуры и во времени, в пространстве собственной индивидуальности.
Воспитание на этапе профессионального обучения предполагает наличие целого комплекса условий, направленных на удовлетворение потребностей личности в:
•       интеллектуальном,
•       гражданском,
•       культурном и нравственном развитии,
•       формирование профессиональных способностей личности,
•       профессиональной компетентности на основе созидательной творческой деятельности,
•       внутренней активности личности, направленной на ее самоактуализацию, самоопределение, самореализацию в условиях гражданского общества, готовность тратить свои силы и энергию на благо общества.
 
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
 
Под воспитанием следует понимать вид целенаправленной деятельности преподавателей и студентов по формированию у молодежи определенной системы взглядов и качеств личности для адаптации их к жизни в обществе и работе в медицинских учреждениях.
ЦЕЛЬ: создание оптимальных условий для становления и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, способной к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.
 
Задачи воспитательной деятельности:
 
•       Создание условий, способствующих становлению профессиональной, социально- культурной компетентности личности студента.
•       Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.
•       Предоставление каждому студенту, исходя из его потребностей, интересов и способностей, реализовать себя и проявить свою индивидуальность.
•       Привитие умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления.
•       Сохранение                               и                 приумножение                         историко-культурных                              традиций техникума, преемственность в воспитании студенческой молодежи.
Принципами, ориентирующими воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в современных условиях, для всех участников воспитательного процесса в техникуме должны быть:
•       Демократизм, предполагающий реализацию системы воспитания, основанной на взаимодействии, на педагогике сотрудничества преподавателя и студента;
•       Гуманизм к субъектам воспитания;
•       Уважение к общечеловеческим и отечественным ценностям, правам и свободам граждан, корректность, терпимость, соблюдение этических норм;
•       Профессионализм, милосердие, организованность, ответственность, дисциплина и самодисциплина, компетентность, овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками в избранной специальности;
•       Рационализм, конструктивность, активность (участие в делах техникума, самодеятельности, спортивных мероприятиях и др.);
•       Патриотизм и гражданственность воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, любви к России, родной природе, малой Родине.
•       Принцип стимулирования построен на моральном и материальном поощрении студентов в творческой, спортивной, общественной и других видов деятельности.
•       Принцип добровольности предоставляет студенту право выбора разнообразных видов исследовательской и творческой деятельности.
 
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ.
 
Определяются целью, задачами, принципами воспитательной деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены требованиями общества к личности и психологическими закономерностями ее формирования.
Исходя из поставленной цели воспитания и вытекающих из нее задач, выделяются следующие направления воспитательной деятельности:
•       духовно-нравственное воспитание - целенаправленное воздействие на сознание студентов с целью формирования этических и эстетических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами общечеловеческой морали;
( в образовательном учреждении реализуется, участие в конференциях, фестивалях, сотрудничество с Калиновским приходом, кружка «Основы нравственного воспитания», клуба «Патриот»)
• гражданско-патриотическое и политико-правовое воспитание - система мер, способствующих становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, усвоению норм права и модели правомерного поведения; (гражданско-патриотическое воспитание и развитие правовой культуры реализуется через деятельность профсоюзной организации, создание студенческого отряда охраны правопорядка (СОПР), сотрудничество с музеем, ЦР библиотекой, ЦР больницей, РОВД.
•       профессионально-трудовое воспитание - формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики; (во внеучебной деятельности профессиональное воспитание реализуется через кружковую работу, участие студентов в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, профориентационной работе).
•       эстетическое воспитание - содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании произведений искусства (реализуется через досуговые мероприятия)
•       физическое воспитание - совокупность мер, нацеленных на укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового образа жизни. Физическое воспитание, оздоровительная работа, пропаганда здорового образа жизни реализуется через участие студентов в областных и районных спартакиадах, спортивных конкурсах; работу спортивных секций по баскетболу, волейболу, легкой атлетике; участие в молодежных волонтерских отрядах.
•       экологическое воспитание - формирование у молодежи представлений и понятий о природе как среде обитания человека, о необходимости разумного взаимодействия с ней, развитие чувства любви к природе, а также выработка деловых качеств, трудовых навыков, необходимых для природоохранной деятельности.
Для решения воспитательных задач выбраны приоритетные направления деятельности, которые реализуются через воспитательные программы:
  

Название воспитательной программы

Направления воспитательной работы

«Основы духовно-нравственного

воспитания»

1. Гражданско-патриотическое.

2. Духовно-нравственное.

3. Трудовое.

4. Правовое.

5. Художественно-эстетическое.

6. Самоуправление.

7. Толерантное.

«Здоровье»

1. Пропаганда здорового образа жизни.

2. Спортивно-оздоровительная деятельность.

3. Диагностическая деятельность.

4. Работа с педагогическим коллективом, родителями по пропаганде здорового образа жизни.

5. Создание благоприятного психологического микроклимата в техникуме.

«Семьянин»

1. Взаимодействие с семьей.

- организация диагностической работы по изучению семей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей;

- оказание помощи родителям в формировании нравственных ценностей, ЗОЖ.

2. Взаимодействие педагогов и обучающихся.

- подготовка студентов к роли семьянина;

- воспитание уважения к своим родителям, престарелым людям;

- формирование готовности выполнять семейные обязанности.

3. Взаимодействие с социумом.

- информационно-просветительское;

- консультационное;

- досуговое;

- образовательное;

- шефское.

«Профессионал»

1. Профориентационная работа.

2. Осуществление социального партнерства.

3. Повышение уровня профессиональной компетентности студентов.

4. Развитие учебно-исследовательских качеств студентов.

5. Повышение уровня профессиональной культуры, интереса и любви к профессии.

«Твой выбор»

(программа по профилактике правонарушений, преступлений, употребление алкоголя и ПАВ)

 1. Изучение и диагностика работы со студентами.
изучение студентов и составление социального паспорта;
- адаптация студентов нового набора;
- изучение и выявление студентов;
- требующих особого внимания педагогического коллектива;
- коррекционная работа со студентами «группы риска».
 2. Профилактическая работа.
- профилактика злоупотребления психоактивными веществами;
- профилактика распространения ВИЧ-инфекции (СПИДа);
- профилактика правонарушений и преступлений в студенческой среде;
- ознакомление студентов с основами правовой системы РФ.
 3. Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и преподавателей-предметников.
 4. Сотрудничество с органами профилактики безнадзорности, правонарушений, употребления ПАВ.
 5. Работа с родителями.
 
 Компетентностная модель личности выпускника.
 
Концепция воспитания студентов предполагает создание проектной модели личности специалиста со средним профессиональным образованием в сфере здравоохранения, на реализацию которой, как конечной цели, должна ориентироваться вся воспитательная система техникума.
В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и с предложенной стратегической целью воспитания жизнеспособной, гуманистически ориентированной личности, молодой специалист должен обладать следующими
гражданскими компетенциями:
 
Профессиональная компетентность
Профессиональные знания и навыки (научно- исследовательские, правовые). Профессионально-корпоративная культура (чувство принадлежности к выбранной профессии, профессиональная этика, творческий подход к профессиональной деятельности).
Социально-культурная компетентность
Мировоззрение (иметь свою мировоззренческую позицию, идеалы и гуманистические ценности).
Гражданственность и патриотизм (активность социальной гражданской позиции, правовая культура).
Нравственная культура (сформированность самосознания, морально-нравственных качеств согласующихся с нормами и традициями общества). Общая культура (ориентация на общекультурные ценности, сформированность комплекса позитивных смысловых ориентаций, установок и отношений - Истины, Добра и Красоты).
Экологическая культура (развитое гуманистическое отношение к природе, навыки рационального природопользования).
Физическая культура (следование принципам ЗОЖ, отношение к собственному здоровью).
Профессионально и социально - значимые качества личности.
Коммуникативность (умение адекватно вести себя в социуме, предотвращать и решать конфликтные ситуации, осмысливать критику).
Самостоятельность (самовоспитание, саморегуляция, рефлексия, эмоциональная сфера, внутренняя самоответственность).
Креативность (способность к реализации творческой деятельности, обладать целеустремленностью и предприимчивостью).
Адекватность (устойчивое, осознанное, положительное отношение к окружающим, природе, социуму; стремление к личностному росту, к повышению социального статуса).
 
3. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
 
Главными условиями воспитания в техникуме являются гуманизация и демократизация студенческой жизни.
Под гуманизацией понимается признание ценности воспитанника как личности, его прав на свободу, счастье, социальную защиту на развитие и проявление его способностей, индивидуальности. Гуманизация ставит личность человека в центр воспитательного процесса как его основную цель. При этом кардинальные изменения гуманистического воспитания студентов возможны, если будут выполнены следующие требования:
•       повышение гуманистической направленности преподавания всех предметов учебного плана;
•       утверждение индивидуального подхода к гуманистическому развитию личности будущего специалиста;
•       повышение роли воспитательного воздействия студенческого коллектива и органов системы студенческого самоуправления на всех уровнях, особенно на уровне учебной группы техникума.
Демократизация студенческой жизни предполагает развитие такой системы отношений между всеми участниками образовательного и воспитательного процесса, которая основана на постоянном расширении прав и полномочий, равно как обязанностей и ответственности всех субъектов управления техникума (администрации, педагогического и студенческого коллективов). Успех демократизации управления в техникуме зависит, в первую очередь, от осознания каждым коллективом необходимости демократических преобразований в современном учебном заведении.
Формирование студенческого самоуправления является одним из методов подготовки будущих специалистов.
Студенческое самоуправление - инициативная, самостоятельная и ответственная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Студенческое самоуправление является элементом общей системы управления учебно-воспитательным процессом в техникуме и предполагает максимальный учет интересов, потребностей студентов на основе изучения их общественного мнения.
Под системой студенческого самоуправления в техникуме понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении техникума и организации своей жизнедеятельности в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления на всех уровнях управления техникума и органы студенческого самоуправления учебных групп, студенческих организаций по интересам, кружков, секций и т.д.
Высшим распорядительным органом системы студенческого самоуправления в техникуме является общее собрание (конференция представителей) всех студентов техникума, которое может избирать студенческий совет техникума. Наиболее эффективными являются органы студенческого самоуправления: старостат, совет общежития. Студенческая профсоюзная организация участвует в системе студенческого самоуправления техникума через своих представителей.
Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления должна принадлежать коллективам учебных групп, структуру управления в которых определяет сам коллектив, добиваясь активного участия каждого члена коллектива в системе студенческого самоуправления в группе.
Студенческое самоуправление — один из путей подготовки активных граждан к жизни в правовом и демократическом обществе, поэтому развитое студенческое самоуправление в техникуме имеет огромное общественное значение, помогающее становлению личности.
Участие студентов во внеучебной деятельности в техникуме создает оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых будущему специалисту.
Развитие внеучебной воспитательной работы в техникуме идет по следующим направлениям:
•          совершенствование смотров-конкурсов по внеучебной воспитательной работе со студентами в целях широкого привлечения студентов, преподавателей и сотрудников техникума к активным занятиям в художественной самодеятельности, прикладному творчеству, активизации работы администрации и студенческого актива по профессиональному, гражданско-правовому и культурно-нравственному воспитанию студентов;
•          разработка и реализация комплексной программы по профилактике правонарушений и неадекватному поведению студентов в здании техникума и особенно в общежитии;
•          разработка модели информационного обеспечения студентов техникума, создание газет органов студенческого самоуправления;
•          реализация в техникуме государственной молодежной политики, осуществляемой Комитетом по молодёжной политике Администрации Хомутовского районаивзаимодействиюс общественными организациями.Для организации и коррекции воспитательной работы необходима научно обоснованная и регулярная социологическая и психолого-педагогическая диагностика.
     Диагностические методики должны быть ориентированы:
•       на определение реального состояния воспитания в целом в техникуме;
•       на определение возможностей и целесообразности использования путей и средств повышения эффективности воспитательной работы.
     Диагностика должна быть ориентирована на выявление:
•       уровня общей и профессиональной культуры студента;
•       уровня диалогичности, сотворчества во взаимоотношениях между субъектами воспитательного процесса: руководитель - преподаватель - студент - студенческая группа - неформальное объединение;
•       уровня самоорганизации и самоуправления в студенческой группе, внеаудиторных и внеучебных объединениях разных направлений и уровней;
•       направленности студентов на саморазвитие и позитивную самореализацию.
Для реализации концепции воспитания каждым подразделением, принимающим участие в воспитании, необходима последовательность, общая установка которой исходит из следующего:
•       прежде чем что-то менять (или возрождать) в воспитательной работе, необходимо знать сущность и исходное состояние каждого объекта изменения;
•       на основании результатов деятельности на предыдущем этапе выдвигаются новые направления воспитательной работы;
•       определение условий эффективного педагогического взаимодействия должно осуществляться на собственно теоретическом уровне за счет практического опробования и учета предыдущего опыта воспитательной работы;
•       целенаправленность воспитательной работы обеспечивается наличием системы отслеживания, оценки степени достижения запланированных результатов.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
 
Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы профессионального образования.
Ведущая роль в воспитании студентов принадлежит преподавательскому составу техникума. Преподаватель в России всегда был воспитателем, но сегодня воспитание может
и должно быть понято не как одновременная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
К важнейшим условиям реализации концепции воспитания в техникуме можно отнести следующие:
•       Ориентация на конкретный конечный результат воспитательных усилий.
•       Опора на творческую активность студенческих коллективов.
•       Эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрений и порицаний в воспитательном процессе, сочетания задач воспитательного воздействия с решением проблем социальной заботы о молодежи.
•       Стремление субъектов воспитания к повышению эффективности воспитательного процесса.
•       Включение показателей участия преподавательского состава в воспитании студентов в оценку их деятельности в период аттестации.
•       Оптимальное планирование воспитательной работы с учётом всех структур и подразделений техникума.
    
       Концепция воспитания должна постоянно творчески развиваться и обогащаться. Для этого необходимо постоянно изучать, обобщать положительный опыт воспитательной работы со студентами и распространять его среди классных руководителей и всех подразделений техникума.

Полный текст концепции воспитательной работы можно посмотреть нажав на эту ссылку.